Право быть другим


Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, обеспечивающий доступ к нему для детей с особыми потребностями.

Основные принципы инклюзивного образования заключаются в следующем:

    • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    • Каждый человек способен чувствовать и думать;
    • Каждый человек имеет   право   на   общение   и   на   то,   чтобы   быть услышанным;
    • Все люди нуждаются друг в друге;
    • Подлинное образование   может   осуществляться   только   в   контексте реальных взаимоотношений.

Актуальность темы заключается в следующем:

      • Наша система образования ещё мало приспособлена к нуждам людей с ограниченными возможностями  и  общество  не  готово  принять таких людей, как равноправных членов; не готовы — дети, педагоги, родители;
      • Ограничен доступ     людей     с     ограниченными     возможностями     к полноценным образовательным услугам и, как следствие, наблюдается социальная    изоляция    детей    и    их    семей,    которая    усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития;
      • Перечисленные проблемы социально-экономической и демографической ситуации убеждают в необходимости проведения работы, связанной с организацией и улучшением качества жизни людей с ограниченными возможностями.

Цель работы:

Содействовать формированию эффективной системы поддержки людей с ограниченными возможностями.

Исходя из цели, можно сформировать следующие задачи:

  1. Способствовать созданию условий для интегрированного включения людей с ДЦП в образовательную среду;
  2. Апробировать модель  социально-психологической  адаптации  людей выраженными     двигательными     нарушениями     к     воспитательно-образовательной среде;
  3. Внести предложения для введения их в нормативную и методическую документацию, сопровождающую      воспитательно-образовательный процесс в среднеобразовательном учреждении;
  4. Способствовать воспитанию толерантного отношения здоровых детей к «особенным» детям.

Первые шаги инклюзивного образования в России оказались сразу семимильными — безо всякого общественного и профессионального обсуждения. Между тем, достаточно представить себе весь спектр проблем, с которыми столкнется в ССУЗЕ инвалид-колясочник, — от подъема на третий-четвертый этаж по пандусам без лифта до посещения уборной, чтобы понять, насколько неоднозначно такое решение.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. А в 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

В 2013 году вступает в силу новый закон об образовании, в котором впервые прописано понятие инклюзивного образования — системы, обеспечивающей доступ к знаниям для всех детей независимо от состояния их здоровья. Порядка 35 тысяч детей в России не получают образования, 17,5 тысяч — по причине здоровья. Это не погрешность, а серьезная цифра для страны, которая позиционирует себя как страна прогрессивная. В России на сегодняшний день есть множество препятствий для развития инклюзивного образования: приоритеты и ценности массовой школы, ориентированной на достижение результата, а не на индивидуальный успех ребенка; неготовность руководства и работников школ к малопонятным переменам; страх родителей за своих детей. Речь ведь не только о доступности школ. Официально наши вузы не закрыты для людей с инвалидностью, более того, у них есть льготы при поступлении. Но в большинстве вузов человек с ограниченными возможностями здоровья учиться не сможет — нет условий. В столице дела обстоят лучше, однако только 13 процентов московских школ оборудованы лифтом, которым может пользоваться человек в инвалидном кресле. Несмотря на то что в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, а понятие инклюзивного образования было прописано в законе отдельным пунктом, система, позволяющая особенным детям получать образование наравне со здоровыми сверстниками, для многих россиян остается малопонятной фантазией.

Почему мы должны под них подстраиваться? Почему большинство должно идти на поводу у меньшинства? Эти вопросы звучат постоянно. Но дети с инвалидностью — это только треть детей, чьи возможности в получении знаний ограничены. Есть еще дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов. Инклюзивное образование — это не образование для инвалидов, это образование для всех. Главная идея состоит в том, что человек имеет право на отличие.

В 2010 и в 2011 году на библиотечное отделение нашего учебного заведения было зачислено 6 студентов. Все они закончили специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №100. В учебный процесс ребята вошли вместе с обычными студентами. Конечно, никаких особых условий для этих детей не было создано и поначалу педагоги опасались, как поведут себя здоровые ребята по отношению к ребятам-инвалидам. Были проведены классные часы во всех учебных группах и сформирован девиз для совместного обучения: «Все студенты должны учиться вместе!»

Для создания благоприятного климата пришедшим ребятам инвалидам было разработано несколько программ сопровождения:

—  Разработаны и проведены «Уроки доброты», которые способствовали формированию у студентов колледжа адекватного отношения  к ребятам с ограниченными возможностями;

—   Был  введён тьютор-наставник, который сопровождает этих ребят в процессе   освоения   ими   новой   деятельности   и   организует   условия   для организации и реализации индивидуальной образовательной деятельности.

Опасения были напрасными — весь коллектив колледжа: и преподаватели, и студенты, и сотрудники приняли необычных ребят с теплом и пониманием, установились взаимные дружеские и добрые отношения не только с ребятами специальности, но и студентами с других специализаций.

Не смотря на физические проблемы, мы стараемся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, занимать активную жизненную позицию,  быть  востребованными,  всегда находиться в  гуще  событий  и с удовольствием общаться со своими сверстниками.

Скоро закончится учебный год и к выпуску подходят 3 человека. Одна из выпускников Даша Советова — интеллектуалка, пишущая стихи, доброжелательная и общительная. А автор этой статьи не только с азартом грызёт гранит науки, но и участвует во всевозможных общественных мероприятиях, научных конференциях и конкурсах, организует персональные выставки своих работ. О нём писала «Российская газета», отмечая его проект по реабилитации детей-инвалидов; он награжден медалью Губернатором Кемеровской обрасти А. Г. Тулеевым.

И в заключение хотелось бы сказать, что мы рады и благодарны судьбе, что связала нас с Кемеровским областным колледжем культуры и искусств, так как здесь мы получили дальнейшее развитие своих способностей, крепкие знания в избранной профессии и неоценимый социальный опыт, который станет базой в нашем дальнейшем жизненном пути.

Яндекс.Метрика