Мы будущие — БИБЛИОТЕКАРИ


Выбор профессии и ССУЗов, где вы будете получать образование, — один из самых важных шагов в жизни.

С 2010 года в Кемеровском областном колледже культуры и искусства решили набирать студентов-инвалидов, чтобы они обучались вместе с обычными студентами. Объявили о том, что на библиотечное отделение принимаются студенты с ограниченными возможностями здоровья. В результате в колледже стали обучаться шесть студентов-инвалидов.

Специальность «Библиотековедение» открывает перед вами свои двери и предлагает широчайший спектр направлений подготовки.

Жизнь студента на нашем отделении сегодня интересна и раз¬нообразна — это заседания клуба «Книжные меридианы», меропри¬ятия на базах практики в библиотеках города. Всем студентам дается возможность развивать свои творческие способности, навыки общения, лидерские качества в процессе организации и проведения конкурсов, ставших традиционными («Дебют первокурсника» — посвящение в студентов, День физкультурника, 25 января — конкурс по профессии, последние звонки).

Не смотря на занятость в учебном процессе, студенты широко занимаются научной деятельностью с первого курса, увлечены и участвуют в научных конференциях, проводимых в колледже и других вузах. Лучшие доклады публикуются в сборниках и ведущих научных журналах.

На специальность поступают самые разные ребята, и педагоги отделения создают единый коллектив. Ведь коллективных работ в нашей профессии очень много — это: уроки-конференции, диспуты, викторины, посиделки, гостиные, вернисажи, деловые игры, фитобары, вечера-рассказы, репортажи, портреты.
На отделении часто проходят диспуты, поднимаются вопросы на темы: «Библиотека сегодня и завтра: снижение интереса к чтению»;

«Что значит быть библиотекарем сегодня?»

Характерная особенность сегодняшнего дня — библиотекарь дол¬жен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.

Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами.

Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.

Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора. Без этих знаний и навыков невозможно и предоставление пользователям конъюнктурных исследований, аналитических обзоров и др. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладении знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации библиотечной деятельности и библиотечного работника.

Библиотекарь — не избранный, имеющий допуск к «святая святых» — к книге (как, например, библиотекарь в романе У. Эко «Имя розы»), а один из многих поставщиков и потребителей информации.

Информатизация — один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные программы библиотек требуют современных информационных технологий. Все более становиться ясно, что библиотекарь — информационный специалист, его профессия — одна из ряда информационных профессий: архивист, музейный работник, издатель и др. Каждая из этих профессий предполагает выполнение информационной, образовательной и социокультурной роли, хотя и в разных пропорциях, и в зависимости от исторических, территориальных, социально-экономических и культурных факторов. Каждый из представителей этих профессий несет перед обществом высокую ответственность за добросовестное выполнение этих ролей, поскольку этого от него ожидает общество, обращающиеся к их услугам люди.

В настоящие время люди все реже ходят в библиотеку. С чем это связано?

К сожалению, у общества неоднозначное отношение к библиотекам. Сложился ряд стереотипов, которые мешают людям приходить. Кажется, что в библиотеках работают только необразованные старушки, что все библиотекари — скучные «синие чулки». Однако это совсем не так. Библиотекарь — целое искусство. Нужно уметь и книжку верную посоветовать, и порекомендовать что-то, и быть немного психологом, ведь в библиотеки приходят не только за книжкой, но еще и за общением. Нужно быть и человеком творческим, так как библиотеки постоянно проводят различные культурные мероприятия.

— Каково, будущее библиотек?

Конечно, библиотеки не исчезнут. Они, безусловно, изменятся под давлением и напором современных технологий, но они устоят. Часто бывает так, что вроде бы явление уже потихоньку умирает, но вдруг опять случается всплеск. И люди всегда будут читать, книга будет всегда — неважно, на каком носителе: электронном или бумажном, но книга будет существовать всегда. А будет книга — будут и библиотеки. Мы боимся сокращения библиотек. Как сказал Ли¬хачев: «Там, где закрываются библиотеки, открываются тюрьмы». Надеюсь, что мы никогда к такому не придем. Сегодня будущее за молодежью.

Интерес к чтению

Главная проблема в обществе это снижение интереса к чтению -проблема, которая в последнее время занимает умы не только тех, кто профессионально занимается вопросами «чтения и нечтения», но и широкой общественности. Ее характеризуют как общемировую тенденцию, В преамбуле к «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается, что в России: «современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Библиотека без фондов, библиотека без читателей очень скоро станет и библиотекой без библиотекаря. И библиотекари постоянно в поиске для привлечения молодежи и всегда устраивают новые акции. Молодежной творческой группой Кемеровской ОЮБ была предложена и разработана акция «Библиотека без задолжников», которая наряду с традиционными мероприятиями (Неделя всепрощения задолжников, оповещение задолжников по телефону) включает в себя и новые формы работы.

Например, среди читателей-задолжников был проведен конкурс на лучшую «объяснялку», озаглавленную «Почему ты не сдал вовремя книги в библиотеку?». Его победительница написала целую поэму о при¬чинах, которые помешали вернуть книги в назначенный срок. За столь нестандартный подход она была освобождена от уплаты неустойки.

Акция «Ночь перед экзаменом». В январе в большинстве высших учебных заведений проходят экзаменационные сессии. Всем известно, что студентам не хватает одной ночи для подготовки к эк¬замену. Для того чтобы помочь студентам успешно сдать сессию, библиотека на две недели продлила время своей работы с 20.00 до 23.00. Читателям библиотеки были созданы все условия для плодотворной и комфортной работы, они могли не только позаниматься в читальных залах, заказать необходимые книги из отдела книгохранения, поработать с современными информационными ресурсами, но и выпить горячего чая.
В общероссийский день библиотек — к библиотеке внимание местного сообщества. Библиотека им. Гоголя проводит этот день на улицах города: устраивает шествия, флешмобы, опросы. Акция воспринимаются жителями доброжелательно, повышается интерес к библиотекам.

Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё. Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Конечно, он не строит дома, но своим ежедневным трудом библиотекарь прокладывает дороги в мир знаний и мудрости, в мир человеческих душ и сердец. Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы — нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Библиотекарь совершенствуется всю жизнь. Он должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Для того, чтобы деятельность библиотекаря была успешна, необходимо специальное образование.

Сразу вспоминается эпизод из фильма «Москва слезам не верит», где герой утверждал, что через 20 лет не будет кинотеатров, драмтеатров, останется лишь телевидение. Но театры живут, и многие даже процветают. Герой нашего времени, наверное, заявил бы, что через пару десятилетий не будет библиотек с их книгами, заодно и телевизоры из квартир выкинут, останется один Интернет. Склонен думать, что библиотеки действительно выстоят перед лицом опасности со стороны новых технологий, особенно у нас в России. Не все смогут позволить себе безлимитный интернет.

Яндекс.Метрика